НазадВпередКарта сайтаНа главнуюНаписать письмо   

DURA LEXSED LEX (суров закон, но - закон)

Старинная русская пословица гласит: от тюрьмы да от сумы не зарекайся. К чему вам, спросите, старинные пословицы? А к тому, что именно от лишения свободы и/или разорения (нужное подчеркнуть) мы вас, дорогих читателей, и постараемся уберечь с помощью этой статьи. Поскольку разоряться однозначно плохо, а в тюрьме скучно, и там скверно кормят.

Начнем с самого неприятного - с уголовной ответственности. В тюрьму достигшего 16-летнего возраста (на более юных это наказание не распространяется) мотоциклиста (гидроциклиста, пилота снегохода или четырехколесника) могут посадить, воспользовавшись статьями:

Статья 264 УК РФ. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

1. Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, - наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.

Спектр применения статьи достаточно широк, самый простой пример: мотоциклист сбивает пешехода (двух и более), причиняя тяжкий вред здоровью (степень тяжести повреждений устанавливает судебно-медицинская экспертиза) или смерть.

Итогом может быть прозябание в местах не столь отдаленных до семи лет, если судом будет установлено, что именно нарушение мотоциклиста повлекло за собой смерть пешехода. Такое возможно даже при редком для нас, чего греха таить, условии соблюдения скоростного режима.

Пример: вы законопослушно едете со скоростью 60 км/ч, (проезжая по 16,7 метров за каждую секунду, между прочим), вам прямо под колеса в непредназначенном для перехода месте выскакивает пешеход. Вы, стараясь объехать его, теряете управление, и мотоцикл влетает в наполненную народом автобусную остановку. Итог- несколько тяжело пострадавших (погибших). Кто виноват - бестолковый пешеход? Как бы не так! Если бы вы соблюдали правила, в данной ситуации требующие от водителя, прежде всего, замедляться до полной остановки, и сбили бы все-таки незадачливого пешехода, то виноват бы был он сам. Но так как вы, стараясь его, нарушителя, объехать, произвели маневр, ставший причиной потери вами управления мотоциклом и наезда на стоящих на остановке людей, стало быть, виноваты вы!

Предпосылки ко второму яркому примеру на той же Смотровой можно видеть каждые пять минут - за спиной затянутого в кожу спортбайкера, сверкая голыми коленками, пытается удержаться на «козлящем» мотике девчушка в мини-юбке с развевающимися по ветру волосами. Если вы ее, шлемом не экипированную, не дай Бог, с печальными последствиями приложите, то тут все ясно. Возможен и другой вариант: вы, передвигаясь с соблюдением ПДД (со скоростью 60, а не 200 км/ч, на двух, а не на одном колесе и т.д.), встретите на своем пути тонированного «стритрейсера», который снесет вас, причинив вашей пассажирке тяжелые увечья или смерть. Кто виноват? Экспертиза установит причинно-следственную связь между нарушением правил водителем машины, вашим нарушением (перевозкой пассажира без шлема) и увечьем или смертью пассажирки. Вполне вероятно, что тяжкие последствия вызвало не столько падение, спровоцированное столкновением, сколько отсутствие предусмотренного правилами защитного шлема. В таком случае срока (до пяти лет) вам не миновать.

Если же причинение тяжкого вреда здоровью или смерти случилось вне дорог и, соответственно, вне зоны действия ПДД, то ответственность (также исключительно для достигших 16-летнего возраста) наступает по статье 118 УК РФ:

Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности наказывается штрафом в размере до 80000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев. И по статье 109 УК РФ. Причинение смерти по неосторожности наказывается ограничением свободы на срок до двух лет или лишением свободы на тот же срок.

Причинение смерти по неосторожности двум или более лицам наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Как мы видим, сроки значительно меньшие, нежели по статье 264. Российское законотворчество, особенно в последнее время, понять трудно, так, восьмого декабря 2003 года пункт первый статьи 264, устанавливающий ответственность за телесные повреждения средней степени тяжести (переломы конечностей, например) благополучно исчез из Уголовного кодекса. Впрочем, так и не появившись ни в одной из статей Административного кодекса. Так что сейчас за аварию с нанесением травм средней степени тяжести не положено никакой, повторяю, НИКАКОЙ - ни уголовной, ни административной -ответственности!

Кроме перспектив сесть в тюрьму, которыми Уголовный кодекс грозит, к счастью, только чего-нибудь нарушившим или неосторожным мотоциклистам, над всеми нами без исключения висит дамокловым мечом, грозя разорением, Гражданский кодекс, дающий гражданам основание для обращения в суд для защиты своих попранных прав. И если судебное дело вы проиграете, то, как не прискорбно, вам предстоит раскошелиться, как того требуют статьи 1064 и 1085ГКРФ.

Статья 1064. Общие основания ответственности за причинение вреда.

1. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. 2. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Статья 1085. Объем и характер возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья.

1. При причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.

2. При определении утраченного заработка(дохода)пенсия по инвалидности, назначенная потерпевшему в связи с увечьем или иным повреждением здоровья, а равно другие пенсии, пособия и иные подобные выплаты, назначенные как до, так и после причинения вреда здоровью, не принимаются во внимание и не влекут уменьшения размера возмещения вреда (не засчитываются в счет возмещения вреда). В счет возмещения вреда не засчитывается также заработок (доход), получаемый потерпевшим после повреждения здоровья.

Кстати сказать, никого не волнует, есть ли у вас деньги или нет: если вы откажетесь добровольно возмещать ущерб (плюс судебные и прочие издержки), то к вам в гости придет судебный пристав -описывать имущество. Спустя пять дней, если вы не образумитесь, ваше имущество, за исключением кроликов и семян для очередного посева (ст. 446 Гражданского процессуального кодекса РФ - перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание), будет не задорого продано, и вам,подобно персонажу сказки Пушкина, будет оставлено одно только разбитое корыто, и то лишь в том случае, если его признают предметом домашнего обихода или государственной наградой.

Причем, такая напасть может постигнуть вас даже в том случае, если вы ни в чем не повинны. Просто у вас есть мотоцикл!

Статья 1079 ГКРФ. Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих.

1. Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности либо на ином законном основании(по доверенности на право управления транс портным средством).

2. Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником. При наличии вины владельца источника повышенной опасности в противоправном изъятии этого источника из его обладания ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лицо, противоправно завладевшее источником повышенной опасности.

То есть, даже если, к примеру, суд установит, что в наезде на пешехода вы совершенно не виноваты, все равно пешеход имеет законное право требовать от вас возместить ему моральный, материальный и прочий ущерб, который, по сути, он сам себе и нанес.

Закон, как известно, Dura, от этого никуда не деться, так что во избежание крупных неприятностей советуем вам не возить пассажирок без защитной экипировки, какими бы соблазнительными они ни были, и всегда пропускать пешеходов - кто знает, куда они со страху бросятся.

P.S. А если кто-нибудь в вас, остановившегося для того, чтобы пропустить пешеходов, въедет, то воспользуйтесь всем вышеизложенным - отсудите у мерзавца все, что у него есть.

Благодарим за консультацию Сергея Волгина, заведующего отделом правовой информации журнала «За рулем».

 Автор: Николай Кий
Источник: Моторевю

Назад 

Rambler's Top100


Используются технологии uCoz